Бродячие мысли (nikola_rus) wrote,
Бродячие мысли
nikola_rus

Category:

Союзы племён на Руси и Древней Греции

История и устройство древнерусских племён (кривичей, дреговичей, полян и т.п.) до сих пор слабо понятна. И способов для их изучения очень мало. Мне кажется, какие-то крупицы знаний можно извлечь если сравнить древнерусскую историю с какой-нибудь другой историей, находившейся на такой же ступени развития и лучше известной. Такой историей является история Древней Греции.



Древнерусские "союзы племён" я бы сравнил с древнегреческими ахейцами, дорийцами, ионийцами и эолийцами. Сейчас глянул в википедию - эти древнегреческие объединения названы "племенами", а не "союзами племён". Но не уверен что это правильное наименование. Состояли ведь они из разных частей, даже географически разорванных.

В Древней Греции достаточно ясно виден механизм устройства этих образований. Он строился при помощи общего культа. Хороший пример ионийцев, о которых известно, что они имели общее святилище Паниониан. Сейчас уже не припомню подробности, но также был случай когда дориец зашёл в ахейское святилище и это было расценено, как святотатство.

Понятие союз именно "племён" тоже, наверное, неправильное. В Древней Греции членами этих союзов чаще были полисы, а не племена. Надо только понимать, что древнегреческий полис это часто образование, занимавшее всего порядка 100 квадратных километров и занимающееся в основном сельским хозяйством. Крупняк наподобие Афин или Спарты был исключением и не сразу сложившимся. Соответственно эти полисы на ранних ступенях развития можно назвать и племенами. И по меркам XIX века это было бы что-то вроде прихода или даже крупной сельской общины с населением не более нескольких тысяч человек.

Т.е. эти полисы вполне соответствуют славянским и древнерусским "градам". А про наши "союзы племён" можно предположить, что это были союзы таких "градов", основанные на общем культе, как и в Древней Греции. Это объясняет их одинаковую похоронную обрядность или одинаковые височные кольца. Правда, из летописной истории это м.б. только как-то видно по кривичам, если соотносить их с литовскими Криве.

У греков состав этих союзов всегда постепенно менялся. Возникали новые союзы, старые прекращали деятельность. Из-за чего рядовым явлением была неоднозначность, когда полис ещё традиционно считался, например, дорийским, но фактически уже был во вновь сложившемся этолийском союзе. Тоже самое можно видеть и на Руси. Пример Псков, который вроде относился к кривичам, но в летописное время был уже под Новгородом.

Tags: история, русская история
Subscribe

  • Национальное государство бывших крестьян

    В XIX - начале XX веке в Европе произошло создание национальных государств. Если посмотреть с социальной точки зрения, то все эти государства были…

  • Шариков наоборот

    Задумался над фильмом Бортко "Собачье сердце" и подумал, что русский народ в XX веке МОЖНО изобразить похоже. Только наш народ это не пёс, которому…

  • Гиперпрапорщики

    Галковский как-то писал, что в СА не было офицеров, а были только обер-штаб- и гипер-прапорщики. Выглядело, как преувеличение, многие обижались,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Национальное государство бывших крестьян

    В XIX - начале XX веке в Европе произошло создание национальных государств. Если посмотреть с социальной точки зрения, то все эти государства были…

  • Шариков наоборот

    Задумался над фильмом Бортко "Собачье сердце" и подумал, что русский народ в XX веке МОЖНО изобразить похоже. Только наш народ это не пёс, которому…

  • Гиперпрапорщики

    Галковский как-то писал, что в СА не было офицеров, а были только обер-штаб- и гипер-прапорщики. Выглядело, как преувеличение, многие обижались,…