Бродячие мысли (nikola_rus) wrote,
Бродячие мысли
nikola_rus

Categories:

Водь-Меря

Меня очень интересует древнерусская история, особенно с этнической точки зрения. Но в то же время я понимаю, как мало имеется сведений для её изучения. Понимаешь, что нужно сказать: "Нельзя верить ни тому ни другому источнику, потому что они противоречат друг другу, следовательно по большому счёту мы ничего не знаем". Но ведь так хочется узнать, как же было, и впасть в построение какой-нибудь версии событий.

Одним из таких неразрешимых вопросов является этническая история ростово-суздальской земли. Кто там кого когда сменил и сменил ли вообще. Версии разнятся от того, что летописная меря была уже славянской, до того что население Московской губернии ещё в XVIII было финоязычно ( в трудах многих украинских историков)

До истины тут уже не докопаешься. Но что, по-моему можно сделать в этом положении - это использовать аналогии. Славяне Киевской Руси взаимодействовали со многими финоязычными племенами и в описании истории каждого такого взаимодействия могут сохраниться подробности отсутствующие в другом случае. Понятно, что нельзя механически переносить сведения одного случая на другой, но всё таки сравнение позволяет несколько прояснять обстановку.

Очень схожа с историей мери во Владимирской земле история води на западе Ленинградской области. Из самых древних источников вырисовывается, что весь это был край води. Однако ядро края - Ижорская возвышенность сплошь покрыта славянской топонимикой, просто усеяна курганами (считается признаком славянских племён) в ней куча находок височных колец (то же самое). И, наоборот, при переписи ~1500 года весь северо-запад Новгородской земли в писцовых книгах был назван "Водской пятиной", т.е. название "водь" существовало.


В общем-то чем-то похоже на обстановку с мерей. Непонятно, то ли это славяне населили Ижорскую возвышенность, но переняли географическое название "водь", то ли водь ославянилась, то ли они как-то смешались.

Однако есть одно обстоятельство, которого нет в случае мери. Летописная водь сохранилась почти до наших времён. И в XIX веке было чётко установлено место её проживания. Это небольшой кусочек где-то между Ижорской возвышенностью и устьем Луги. Замечательно, что в писцовых книгах 1500 года погосты, находящиеся как раз на этом кусочке назывались чудскими. Т.е. в это время именно этническую водь новгородцы называли "чудь". Но при этом понятие "водь" у них тоже существовало, но должно было означать что-то несколько другое.

В XVII веке под властью Швеции в народонаселении запада Ленинградской области произошли сильные изменения. 100пудово отслеживается изменение основной религии с православия на лютеранство. Именно же по этническому составу мы знаем только то, что получилось на выходе. Большинство стали составлять ижорские/ингерманландские фины лютеране. Которые перемежались православными русскими, ижорцами и водью.

Но, как это произошло непонятно. По идее мы знаем о тверских карелах. Т.е. большой исход с перешедших к Швеции земель был. Но на западе Ленинградской области карел не было. Там могли быть русские, ижорцы, водь (а также и водь, в смысле русские )) ). Но ижорцы могли считаться заодно с карелами и при переслении перенять их название, потому что они похожи. Русские же после переселения могли просто раствориться в других русских и остаться незамеченными.
(Сразу приходит на ум сравнение с прусскими или силезскими немцами, которые представляли из себя очень любопытное этническое явление, но после переселения в Германию стали обычными немцами).

Могло же иметь место превращение местного населения в финов. Но это, правда, могло произойти только в случае если финские переселенцы численно преобладали над местным населением. Потому что среди финов-переселенцов сохранилось племенное разделение на эвремейсов и савакотов. Если бы основу составляли офиненные местные, то это разделение бы не сохранилось.

...Но в то же время настоящая водь/чудь никуда не делась. Т.е. она не выехала и не была офинена/лютарнезирована...Вообще как-то больше сохранилось население западной оконечности рассматриваемого края возле Нарвы и Яма (Кингисепа). Там сохранилась и водь и ижорцы и много русских...Т.е. создаётся впечатление, что шла волна переселенцев с современной Финляндии через Карельский перешеек и оттуда на запад. В итоге от приневских ижорцев почти ничего осталось, то ли ассимилированы то ли ушли, а до ижорцев на Сойкинском полуострове эта волна просто не дошла.

В общем в этой истории вопросов тоже больше, чем ответов. Но, мне кажется, иметь её в голове при изучении мерянского вопроса не помешало бы. Тут освещение всё таки несколько больше. Т.к. место было всегда пограничное и как-то этнический вопрос побольше освещался.

...Да ещё. Кое какие вопросы могли бы тут помочь решить генетические исследования. Но похоже, что никто не чешется. Всем интересны какие-нибудь горцы Памира или ещё какие-нибудь диковинки, а местная история русского народа не нужна. А время уходит. Ижорские фины выехали в Финляндию и скоро окончательно смешаются, провести исследование уже будет невозможно. После финов заехало много русских с других мест России и выделить среди местных русских тех, тех кто был здесь изначально, тоже скоро уже нельзя будет. Кроме того местное население валом перебирается в Питер, а на его место приходят работающие в местном сельском хозяйстве узбеки, таджики и т.п. Скоро всё вообще так перемешается, что концов найти нельзя будет.



Tags: водь, ленинградская, меря, русская история, русские
Subscribe

  • Уравновешивание прав и обязанностей

    Как показывает история, общества, вводящие у себя равноправие, очень часто после этого оказываются в кризисе. Подтверждением этого кризиса чаще всего…

  • По образу и подобию Божию

    Есть утверждение, что Бог создал человека по образу и подобию своему. А что, действительно, ведь и Человек пытается создать робота по образу и…

  • Боги семьи

    Откуда взялась классическая семейная мораль? В которой основой общества является малая семья. Состоящая из хозяина-отца, его помошницы жены и их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Уравновешивание прав и обязанностей

    Как показывает история, общества, вводящие у себя равноправие, очень часто после этого оказываются в кризисе. Подтверждением этого кризиса чаще всего…

  • По образу и подобию Божию

    Есть утверждение, что Бог создал человека по образу и подобию своему. А что, действительно, ведь и Человек пытается создать робота по образу и…

  • Боги семьи

    Откуда взялась классическая семейная мораль? В которой основой общества является малая семья. Состоящая из хозяина-отца, его помошницы жены и их…