Бродячие мысли (nikola_rus) wrote,
Бродячие мысли
nikola_rus

Categories:

Размышления по поводу пути из варяг в греки

Замечания по поводу пути из варяг в греки

Любители истории часто обращают внимание на то, что общепризнаный маршрут пути "из варяг в греки" (Балтика-Нева-Ладожское Озеро-Волхов-Ильмень-Ловать-притоки Ловати-правые притоки Западной Двины-Западная Двина-Левые притоки Западной Двины-Днепр) довольно странен. Ведь казалось бы, если нужно попасть с Балтики в Днепр, то из рек для этого гораздо больше подходит Западная Двина, чем Волхов и тогда путь выглядел бы намного проще и короче: Балтика-Западная Двина-Левые притоки Западной Двины-Днепр.

Обычно этот вопрос также входит в спор норманистов-антинорманистов. При этом антнорманисты любят этим ставить под сомнение наличие самого такого пути. А норманисты объяснять тем, что в низовьях Двины якобы проживали какие-то племена, которых норманы, являющиеся будто бы организаторами пути, пройти не могли.

Мне кажется, что в рассмотрении вопроса о том каким и почему был путь, стоит обратить внимание на следующие стороны:

Западная Двина могла быть использована также для пути с Балтики на Волгу. Верховья этих двух рек находятся в непосредственной близости друг от друга. Такого большого выигрыша, как в пути с Балтики на Днепр двинской путь на Волгу не даёт, но он точно не длинше и не сложней волховского. Но то, что путь с Балтики на Волгу "из варяг в булгары" существовал и проходил через Новгород ни у кого не вызывает сомнения и подтверждается множеством источников. В отличие от "из варяг в греки", о котором есть только несколько строчек в летописи.

При разговоре об этих двух путях балтийско-днепровском и балтийско-волжском и их связях с историей Руси обычно речь идёт о веке десятом, о котором очень мало точно данных. Но если взять намного лучше описанное, например, начало XIII века, то мы видим что для связей с Балтикой и Западная Двина вполне себе используется. Известен договор Смоленска о торговле с Готландом от 1229 года (http://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленская_торговая_правда), где говорится о торговле по Западной Двине. (Это кстати опровергает имеющееся мнение, что путь из варяг в греки не шёл по Западной Двине из-за невозможности по ней судоходства).

Косвенные признаки указывают также на то, что тогда Западная Двина использовалась и для выхода с Балтики на Волгу. В Смоленском княжестве первоначально был только один город - сам Смоленск. Но потом быстро выделился второй - Торопец. Он находится на правом притоке Зап. Двины Торопе на пути "из варяг в греки" в класическом его представлении, но при этом совсем рядом с верховьями Волги. В середине XII века Торопец выделился из Смоленского в отдельное княжество. При этом в него вошли не только земли вокруг самого Торопца в верховьях Западной Двины, но и земли по верхней Волге со Ржевом. То есть новое княжество лежало как раз на соединении двинского и волжского торговых путей и скорей всего и функции такого соединения выполняло.

Т.е. что мы видим во взятом нами начале XIII века? Для выхода с Балтики на Волгу и Днепр использовался, как "северный ход" через Волхов и Новгород, так и "южный" через Двину и Полоцк. Но есть одно большое НО: Новгород при этом был намного более богатым и известным городом, чем Полоцк, Смоленск или Торопец. Т.е. торговля через него и соответственно через волховский ход велась намного большая, чем через другие. В чём же может быть причина этого? Если это понять, то большая вероятность того, что и в X веке пути проходили в основном там же, по этой же причине.


Как уже говорилось, чисто географически двинской путь удобней. Попадать с него на Днепр значительно проще, а на Волгу не сложней чем через Волхов. Если бы путь прокладывали какие-то внешние силы, то удобней им было бы это делать через Двину. Но этого не произошло. Почему?

Возможно дело в жителях на этих путях. Может быть со злостным земгалами и латгалами на нижней Двине не удавалось никак справится, как говорят норманисты, куда как проще было с покладистыми ильменскими словенами? Но это на самом деле очень сомнительно. Упомянутые латгалы и земгалы никак себя не проявили за всё время известной истории. Хоть и живут самостоятельно, но числятся в списке данников Руси. Полоцкое княжество в их земле имеет пару крепостей, как раз на Двине, но т.к. в их внутренние дела не лезет, то и с их стороны особой враждебности не было. Т.е. ничего чтобы сильно мешало ведению торговли через них нет. Новгород же самого начала представляется намного более сильным. Уже во время якобы имевшего место призвания варягов, он уже был главой большого объединения, в которое кроме словен входит и чудь и часть кривичей. А потом уже тем более, никакого сравнения с латгалами. Получается для прокладывания пути извне силой двинский путь тоже был проще, чем волховский.

Может быть пути пошли через Новгород, как раз, наоборот, благодаря его силе. В этом случае уже дело не в каких-то внешних организаторах из Скандинавии/Рюгена/Киева, а в самих новгородцах/ильменских словенах. Они оказались шустрей и сильней всех. Наладили связь по морю с варягами, по Волге с булгарами. А кривичей, сидевших на Двине оттеснили военной силой. Можно вспомнить поход новгородцев с Владимиром на Полоцк. Или сообщение от 1021 года о том, что Ярослав, княживший тогда в Новгороде, отдал Витебск и Усвят полочанам. Т.е. до этого эти города, находящиеся на двинском пути, принадлежали новгородцам.

Однако ведь поздней Смоленское и Полоцкое княжества не зависели от Новгорода, а большая торговля все равно шла через него. Т.е. у богатства и оживлённости Новгорода были внутренние причины. И я думаю, что причина эта в том, что основой новгородской торговли с самого начала была не транзитная торговля, а торговля своим товаром. И каким тоже понятно - пушнина. Новгород был государством/компанией осуществлявшей сбор пушнины с огромных северных просторов. Первоначально эти просторы были гораздо меньше, но функция и значение его были тем же. Этому существуют и археологические подтверждения.

Будучи же поставщиком этого товара, новгородцы уже могли вступать и в транзитную торговлю. Продав, например, свою пушнину в Булгаре за арабское серебро они могли отправить его на Балтику купить за него рейнские мечи, или в Киев для обмена у постоянно воюющих киевских князей на живой товар. Полочане же или смоляне сидевшие на двинском пути могли предложить куда меньше своего товара, а прямой транзит вида из Бирки сразу везу что-то в Царьград не был развит, если вообще существовал.

Т.е. вывод такой, что пути вида "из варяг в греки", "из варяг в хазары" не были прямоезжими путями для попадения из Бирки или Волина в Царьград или Итиль. Нет, просто существовали цепочки путей между местными торговыми центрами, которые строились в основном исходя из местных условий и под торговлю на не очень далёкие расстояния. Поэтому со стратегической точки зрения их направления могут выглядеть несколько странно. А красивые названия наподобие "из варяг в греки" означали больше лишь саму возможность попасть из варяг в греки.
Tags: русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments